18.09.2022
Времена меняются, и сегодняшние дети уже не такие, какими были их родители. Они более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в навороченной технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если это не доставляет серьезных проблем. Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе.
Решить поставленные задачи, воспитать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью.
Воспитательный процесс в ОУ слагается из системы воспитательных влияний. Они направлены на создание воспитательной среды школьников, воспитывающей деятельности их и корректировки индивидуального развития каждого школьника.
Для организации внеурочной воспитывающей деятельности, отвечающей потребностям учащихся и школьного коллектива в целом, необходимы определенные условия. Если их сгруппировать, то можно получить следующие группы условий:
- организационно-педагогические условия;
- материально-технические условия;
- социальные условия:
Деятельность ОУ не является обособленной, она тесно связана с жизнью города, области, страны, поэтому у нас налажено сотрудничество с различными внешними субъектами.
Их связь носит различный характер:
Долговременный – на протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с ЦДОдД, СК «Темп», ДЮСШ, ПДН ОВД, ТКДНиЗП, центр по работе с молодежью
Кратковременный – совсем недавно начали выстраиваться партнерские отношения с РМТ, восстановились партнерские отношения с РГПК.
Шефское сотрудничество – в воспитательной работе большую поддержку и помощь оказывают наши шефы ОАО «СУМЗ», медеплавильный цех (экскурсии на завод, посещение музея завода, конкурсы различного характера: творческие, спортивные, праздники)
Цель воспитательной работы:
Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Основные задачи:
· Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми.
· Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, обучающихся и родителей.
· Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
· Повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.
· Пропаганда здорового образа жизни
· Активное привлечение родительской общественности к совместной разработке и реализации воспитательных программ и проектов, организации досуга, занятости и профессионального самоопределения подростков, вовлечение подростков в социально – полезную деятельность;
· Повышение эффективности работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних через совершенствование системы оказания социально-психологической и педагогической помощи учащимся и их родителям, раннее выявление семейного неблагополучия;
· Создание в учреждении адаптивно развивающей среды для детей с особыми потребностями, включение родителей в образовательный процесс и увеличение степени их влияния на их социальную адаптацию.
Практические задачи:
· Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.
· Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
· Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.
· Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.
· Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.
Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить Человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, саморегуляции и самореализации, помочь молодому человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Анализируя уровень организации воспитательной деятельности школы нужно отметить, что в наличии имеется:
- нормативно– правовая база воспитательного процесса;
- программное обеспечение:
проект «Семья и школа»;
программа по формированию здорового образа жизни «Здоровье»;
программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав;
программа по гражданско – патриотическому воспитанию «Я – Гражданин»;
программа воспитания и социализации
Представленная модель воспитательной системы охватывает все сферы деятельности образовательного учреждения в вопросах воспитания подрастающего поколения с учетом требований Стратегии воспитания в РФ и Свердловской области